Навигационные программы и ресурсы

Использование навигационных программ-это очень важная и интересная тема в организации туристических походов должна была рано или поздно затронута для обсуждения. Ведь всем понятно ,чтоб организовать и осуществить квадропоход не достаточно просто собрать свободных друзей и ломануться на встречу цели. Если это конечно не квадропокатушка выходного дня по уже закатанной до колеи дороге, ко всем известному шашлычно-сосисычному месту для пикников. Хотя и в такой немудреной покатушке некоторые не могут обойтись без навигатора с установленной в него программой навигации.

Если речь идет о серьезном многодневном квадропоходе или экспедиции,которые как обычно ограничены по времени и ресурсам (топливо,провизия и прочее),то нужна детальная проработка маршрута. Детальная-это значит должен быть прорисован предварительный трек маршрута,определено расстояние полного пробега,расстояние между точками базовых лагерей,удобные места расположения этих лагерей,определены препятствия на маршруте и их характер,места объезда в случае их не преодоления,варианты аварийного схода с маршрута. Маршрут должен быть составлен так ,чтоб не просто лететь по просторам на квадроцикле,а так чтобы грамотно,в светлое время суток посетить все интересные места и достопримечательности на маршруте,а не завязнуть и переломаться в ближайшем непроходимом болоте на все дни похода. В общем нужно учесть и свести воедино много факторов. И в основе всего лежит детальная проработка первоначального трека похода. Вот тут на помощь и придут навигационные ресурсы,которых много в интернете. Попробовав несколько бесплатных сервисов : gpsies.com, GPSLogLabs.com, tripline.net и SASPlanet,  я остановился на самом удобном и функциональном по моему мнению -это  SASPlanet . И пользуюсь им уже много лет,причем пробовал обновляться до новых версий, но понял ,что карт лучше чем в версии 140505 нет поэтому остался на ней. Чего и вам советую))

Итак расскажу о навигационном картографическом сервисе для подготовки маршрута и ориентировании на местности SAS.Планета 140505 Stable RUS FREE.

SAS.Планета -это бесплатная программа для работы со спутниковыми снимками и картами. Взаимодействует с такими сервисами как Google Maps, Google Earth,  iPhone maps, Bing Maps,  “Космоснимки“, Gurtam, Яндекс.карты, карты Генштаба, Yahoo! Maps, VirtualEarth, DigitalGlobe, OpenStreetMap, eAtlas. В программе представлены широкие возможности-кроме просмотра карт интересующей местности, можно просматривать изображения на фото некоторых объектов,описание их в Викимапии,выделение интересующих областей и копирование их в буфер обмена,прокладку маршрутов,сохранение импорт и экспорт треков и многие другое.И самое главное программу можно использовать на ноутбуке в режиме реальной навигации на маршруте при условии подключения к ней выносного GPS модуля и при отсутствии интернета в режиме оффлайн, что и делают все продвинутые джиперы. Нам же , квадроциклистам, иметь на руле ноутбук мягко говоря неудобно. Поэтому, например я использую эту программу дома для подготовки маршрутов.

Функция «Проложить новый путь» используется для прокладки трека.Конкретно я для написания предварительного трека маршрута использую около десятка разных карт, так как не все карты дают понимание ,что же в реальности скрывается за обозначениями и космическими снимками. Сначала прорисовывается «черновая» нитка маршрута,обычно это я делаю в Генштабе,это самая информативная карта из существующих и все остальные карты написаны на его основе.Спасибо Министерству обороны и армии картографов, круче карт все еще нет! Но есть проблема-карты Генштаба достаточно старые и лесные дороги на них очень часто, по опыту в 30% случаев уже отсутствуют, заросли и исчезли. Зато все остальные ориентиры- характер леса,реки броды,горы и перепады высот практически на 100% правильные. Потом начинается более детальная проработка трека при помощи других карт-OSM, спутники Яндекс, Google, Bing Maps, ArcGis и другие, карты Навител, Esri и другие. Ясно ,что 100% точность не даст ни один ресурс и ни одна карта, но в системе я научился достаточно точно понимать,что же ждет нас на маршруте. Очень часто встречаются места «малоинформативные» то есть о них очень мало информации на всех картах,тогда приходится пользоваться всей силой интернета и отыскивать на его просторах по крупицам нужную информацию.Но все равно ,по моему опыту всегда остается маленький кусочек маршрута погруженный в неизвестность,на такие кусочки я обычно закладываю больше времени прохождения и обязательно прорисовываю объездные пути.  В итоге после нескольких часов работы с картами и интернетом появляется предварительный трек маршрута,а тебе кажется что ты уже проехал по всему маршруту ))). Трек экспортируется в компьютер в формате  .kmz и далее его можно конвертировать в любой другой формат и закачать в навигатор.

Навигаторы управляются собственными навигационными системами. Рассмотрим две из них самые на данный момент распространенные системы для мобильных устройств- Android и Windows CE  Компания Garmin использует свою систему, которая заточена и идеально работает только со своими устройствами, что с одной стороны хорошо на практике , но с другой крайне проблематично для пользователей желающих использовать свои ресурсы на данных навигаторах, да к тому же и бесплатно.  А поработав с навигатором вы скорее всего поймете ,что этот момент является ключевым в пользовании!  Итак о том какие же навигационные программы лучше установить в навигатор?

Обязательно ставьте в навигатор всегда две программы ! Это повысит точность и качество вашего ориентирования на местности, даст вам больше информации и понимания  о том месте гды вы находитесь и что немаловажно позволит более правильно выбрать дальнейший путь к цели.

Для устройств на Windows CE я советую ставить OziExplorerCE версиями от 1.24 и выше, причем более ранние версии мне например нравятся больше и очень даже хорошие! По установке тут немного сложнее чем с Андроидом, но тоже при определенных навыках в установке навигации не представляет сложности, тем более об установке написано очень много. Большая проблема- это русификация OziExplorerCE, тут немного сложнее так как китайские устройства оснащены так называемой «китайской виндой», поэтому не всегда русифицируются простой установкой файла языка, а надо дополнительно проделать несколько операций со шрифтами и т.п…в общем про это тоже много написано и снято! Дополнить Озика можно отличной бесплатной программой с бесплатными картами  «7 Дорог» от Навикей, ее картография основана не почти тех же бесплатных картах OsmAnd , что и  Locus.  Эти карты со своими хорошо соответствующими действительности лесными дорогами прекрасно дополнят мощнейшие карты Генштаба, которые к сожалению не обновляются и не всегда дороги указанные на них все еще существуют.

Вот такой «джентльменский набор навигации» должен иметь при себе любой квадроциклист не зажатый рамками Гармина.

Отдельно хочу отметить ,что есть карты еще лучше по моему мнению чем OsmAnd , хотя по-моему они сделаны на одной основе,только эти более тщательно прорисовали лесные дороги — речь идет о картах  BING MAPS  вот только версий для навигаторов я не находил.

И учтите — одно дело на экране навигатора, а на деле, в пути в итоге все гораздо интересней!